«ПАРУС»
школьная самостоятельная демократическая республика
Каждое дело сами придумываем, сами выполняем, сами оцениваем.
Так сложилось наше самоуправление.
Уберите одно звено – и от самоуправления ничего не останется.
Самоуправление нельзя «дать», нельзя «взять», нельзя «ввести». Его приходится годами вырабатывать и отрабатывать.
Самоуправление – специфическая организация коллективной деятельности, целью которой является саморазвитие личности.
Работая над совершенствованием воспитательной системы школы, мы исходим из реалий сегодняшнего дня. Современный мир ставит человека в достаточно жёсткие условия. Поэтому он должен обладать рядом качеств, которые бы помогли ему найти себя в быстро меняющейся жизненной ситуации. Это, прежде всего, социальная активность и коммуникабельность; умение получать, перерабатывать информацию и принимать правильные решения; умение планировать свои дела, составлять программы, планы и сценарии, и проводить их, умение анализировать и составлять проекты на будущее; это и здоровый образ жизни, и умение экономит время; настойчивость и психическая пластичность; это и определение своей занятости во внеурочное время (получение дополнительного образования).
Наша воспитательная система направлена на предоставление подрастающей личности широких возможностей участвовать в жизни общества. Именно поэтому в нашей школе вот уже шестнадцать лет живёт республика «Парус» - школьная самостоятельная демократическая республика, структура которой похожа на российскую систему власти.
День рождения республики «Парус» - 17 апреля 1997 года. Вот уже двадцатый президент возглавляет школьную республику.
Первый президент – Лубова Оксана (1997-1998 уч. год);
Второй президент – Проводникова Асиля (1998-2001 уч. год);
Третий президент – Проводникова Антонина (2001-2002 уч. год);
Четвёртый президент – Косолапова Елена (2002-2005 уч. год).
Пятый президент – Балацкий Михаил (2005-2006 уч. год)
Шестой президент – Сидельникова Ксения (2007 – 2008 уч. год).
Седьмой президент – Гаврилюк Анастасия (2008 – 2009 уч. год).
Восьмой президент – Ван-юшу Анастасия (2009 – 2010 уч. год).
Девятый президент – Пашковская Дарья (2010 – 2011 уч. год).
Десятый президент – Шевцова Елена (2011 – 2012 уч. год).
Одиннадцатый президент – Телемтхачева Алёна (2012 – 2013 уч. год)
Двенадцатый президент – Радченко Дарья (2013 – 2014, 2014-2015 уч.год.).
Тринадцатый президент – Машулан Анастасия (2015-2016 уч.год)
Четырнадцатый президент – Снегирева Анна (2016-2017 уч.год)
Пятнадцатый президент – Соколова Татьяна (2017 - 2018 уч.год)
Шестнадцатый президент – Скотникова Елена (2018 - 2019 уч.год)
Семнадцатый президент – Паньшина Виктория (2019 - 2020, 2020 - 2021 уч.год)
Восемнадцатый президент - Гулак Анастасия (2021 - 2022 уч.год)
Девятнадцатый президент - Паршин Тимофей Андреевич (2022-2023 уч.год)
Ежегодно 17 апреля проводятся выборы президента и президентского совета, которым обязательно предшествует активная предвыборная компания (выпуск листовок, лозунгов, устная пропаганда, обсуждение кандидатур в классах-городах и т.д.) Затем – тайное голосование. Набравшие большее количество голосов, работают в президентском совете. Министры выбираются тоже тайным голосованием. Затем в течение недели министры формируют свои кабинеты (сами подбирают себе кандидатуры). В каждом кабинете – 3 человека. В Конституции республики «Парус» определены полномочия президента и министров. На первом же заседании разрабатывается план жизни школьной республики. Обсуждение проходит в форме деловой игры. Каждый участник игры имеет право внести свои предложения по планированию мероприятий. И вот план готов.
Он является достоянием всех жителей республики «Парус», т.е. всех классов-городов, а их у нас – 13. В каждом из них управляет мэрия, в состав которой входят: мэр, заместитель мэра, ответственные по всем направлениям школьной жизни. Каждый класс-город имеет своё название, девиз, песню.
Сегодня мы взрослые можем с уверенностью сказать, что многие дела по плечу учащимся, что они талантливы, спортивны, активны, и учатся управлять среди большого количества КТД, подготовленных и проведённых под руководством президентского совета. Можно отметить День Учителя и День Святого Валентина, смотр-парад песни и строя, спартакиада, дни здоровья, КВН, брейн-ринг, посвящение в республику, юные спортсмены, ЮИД и РДШ. Сами планируют, сами готовят и проводят, сами анализируют. Школьная республика «Парус» -хорошая находка в решении вопроса управления.
Известно, что мир ученика – это мир социальной ситуации – семья, улица и т.д. Мир педагога – это мир культуры. Мир учителя и мир учеников – это взаимодействие двух миров. Их совместная деятельность – сотрудничество. А сотрудничество – благоприятная среда, в которой вырастает самоуправление. В нашей воспитательной системе и возникло то самое самоуправление, которое обеспечено единством целей, задач, принципов, содержания, форм и методов, находящихся во взаимосвязи, во взаимодействии и развитии. Все вместе: и дети, и взрослые – создают нормы, законы, правила, действующие в коллективе. Без самоуправления невозможно подлинное развитие личности в коллективе.